О ЗУЛЕЙХЕ И НЕ ТОЛЬКО...
Для нетатарских френдов
Манкуртам - лучше не читать
Книга Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза", вызвавшая бурные споры среди татар, когда только увидела свет в 2015 году, как-то вроде подзабылась. Однако в последний год шла интенсивная реклама фильма по этой книге.
И вот на наигосударственнейшем ТВ-канале "Россия 1" этот сериал запустили.
Снова вспыхнули жестокие споры - на этот раз не только среди самих татар, как это было по книге.
Коммунисты возопили об искажении исторической правды, антисоветизме фильма и потребовали запрета его показа.
Русские активисты - о русофобии книги и сериала - так как в фильме нет положительных русских героев и единственный русский, Игнатов, который становится положительным, и то только под влиянием татарки.
Татарские активисты - об оскорблении татарского народа, так как в фильме нет положительных татарских персонажей и единственная положительная татарка Зулейха (и та подворовывавшая у себя дома) находит свой светлый путь только в русификации и объятиях русского мужчины.
Татарстанские чиновники от культуры - осторожно хвалили фильм и выражали некоторые сожаления по поводу отдельных моментов.
Русифицированные и русеющие татарки экзальтированно хвалили книгу и фильм, так как почувствовали, что они наконец-то обрели моральное оправдание своей русификации, как единственно правильного жизненного пути татарки.
С точки зрения художественных и вообще литературных достоинств книгу и расхваливали, и ругали. Среди нахваливающих - разные люди, но в массе своей как бы государственники, лояльные Кремлю. Кому положено по статусу одобрять все, на что покажут вышестоящие. Есть и те, кого условно называют либералами.
Среди ругающих - тоже разные люди. И ругают по-разному - например, писательница Татьяна Соломатина в своем получасовой видеоролике просто уничтожает книгу Яхиной - с литературной точки зрения - называя ее убожеством, графоманской книгой, и т.д. Она говорит (на отметке 24:40): "Я со всей ответственностью заявляю, что "Зулейха открывает глаза" - книга не просто плохая, она отвратительная, она гадкая. Это осклизлое хрючево низкокачественного жира".
Лично я, как один из ветеранов татарского национального движения, могу сказать, что мое негативное отношение к книге и фильму основано вовсе не на литературоведческих критериях. И глупейшие, ненужные для сюжета искажения исторической достоверности тоже не особо волнуют меня. Эти искажения и ошибки хорошо были расписаны Милеушей Хабетдиновой еще в январе 2016 года.
Правда, есть некоторые ляпы, которые все же не оставляют меня равнодушным.
Например, Яхина выселяет крымских татар (описывая их неприязненно, прямо как сталинистка) в 1942 году в Сибирь. А на деле их выселили частично в Марий Эл (а также на работу на подмосковных шахтах), а по большей части в Узбекистан, в мае 1944 года. Во время этого выселения в эшелоне, шедшем в Узбекистан, умерли от истощения два моих троюродных брата - Риза и Нури. Видимо, Яхина подтянула в Сибирь крымских татар для пущего очернения татар - средний российский читатель совершенно не разбирается в сортах татар.
Подобных ляпов немало - Яхина не сочла нужным уточнять исторические факты, которые она приводит в своей книге - хотя бы по Википедии.
А уж по татарскому быту и реалиям татарского села 1930 годов - тут вообще книга не выдерживает никакой критики. Например, убил будущий возлюбленный Зулейхи - чекист Игнатов - Муртазу, законного мужа Зулейхи. Что происходило в таких случаях в татарских селах? Если успевали до заката солнца, то хоронили человека - прямо в одежде, в которой его убили - мусульманин, убитый кафиром - это шахид, их не омывают. Но Зулейха тащит покойника домой и проводит ночь с ним.
Муртаза убивает свою корову топором, чтобы она не досталась колхозу - такой чуши у татар просто не могло быть. У татар есть обычай укладывать скотину - овец, лошадь, теленка, корову - и резать острым ножом шею животного, чтобы быстро спустить кровь.
Ну да ладно. Тем, кто хорошо знает советскую довоенную историю, можно просто не читать книгу и не смотреть фильм, чтобы не оскорбляться ложью.
А как быть татарам с тем, что в фильм, как имена репрессированных, ввели десятки имен татарских личностей, имеющих для нас особое значение – ученых Шигабутдина Марджани, Альфреда Халикова, академика РАН Рашида Сюняева, членкора РАН Рафаэля Юсупова, дореволюционных муфтиев Габдрахмана Расулева, Зайнуллы Расулева, Габдулвахида Сулейманова, Мухамедьяра Султанова, двух бывших региональных муфтиев - Жафяра Пончаева, Умара Идрисова, двух крупнейших муфтиев современной России - Равиля Гайнутдина и Талгата Таджутдина?
Мирсаит Султан-Галиев, выдающийся татарский политик, тоже в этих списках ссыльных, которых по фильму отправляли с вокзала в Казани - на самом деле он был арестован еще в 1928 году и приговорен к смертной казни за «национал-уклонизм». Приговор был заменен на 10 лет лагерей, но 28 января 1940 года Султан-Галиев был расстрелян.
В самой книге этого списка выдающихся татар, якобы репрессированных в 1930 году, нет. Это уже придумка тех, кто снял фильм. Видимо, у них не было консультантов по довоенной советской истории, а также консультанта по татарским традициям, по татарской этнографии. Или они плевали на мнение своих консультантов. Но они сделали эту провокацию против татар.
Многие указывают на то, что и книга, и фильм - это заказуха. Я тоже так думаю. Сначала была очень большая рекламная кампания книги. Такого массированного проталкивания книги мы не видели со времен "Малой земли" и других мемуаров "дорогого Леонида Ильича Брежнева".
Местные власти настойчиво рекомендовали региональным татарским организациям (я много лет был руководителем такой) организовать презентации этой книги - утверждали, что это приказ из Москвы и что надо выполнять. Также проводили хвалебные презентации книги в школах татарских деревень. Все это было в 2015 и 2016 гг. Отсюда можно понять, что целевая аудитория книги - все-таки татары, и за книгой стоит государственный аппарат.
Что же за послание татарам несет эта книга? И теперь уже фильм. Надо при этом подчеркнуть - нетатары просто не обращают внимания на те моменты, на которые остро реагируют татары.
По моему убеждению, основной посыл, мессидж татарам - "Татарское - плохо, дико; татарская свекровь - злая, несправедливая; татарский муж - грубый насильник и не подходит татарской женщине. Татарской женщине для счастья нужен русский мужчина". Эта книга уже стала почти священной для русеющих и обрусевших татарок.
Да, это послание татарам, и даже в большей степени татарским женщинам. Кроме Зулейхи, в селе из 100 дворов, нет ни единого положительного татарского персонажа. Почему? Иначе будет разрушена конструкция "Татарское - это только плохое".
Яхина оболгала свой народ. Отдельно взятые мужья-тираны и грубияны, жестокие свекрови - могли быть. Но у Яхиной в целой татарской деревни единственный положительный персонаж - Зулейха. И та подворовывает у себя же дома.
Ни нормальных соседей, ни нормальных родственников. Могла же Яхина для баланса показать пару хороших татар из той же деревни? Могла. Но не стала. Иначе ее группе поддержки из Москвы стало бы неинтересно проталкивать эту книгу в "широкие народные массы".
Мусульманская точка зрения. Подавляющее большинство татарских мусульман не читали и не будут читать эту книгу, равно как смотреть этот фильм. В них нет мессиджа к мусульманам.
Ведь Зулейха в книге изображена фактически язычницей - она делает подношения каким-то духам. Она спрашивает у мужа, видит ли Аллах их в лесу. Для мусульманки такой вопрос невозможен, так как мусульман с детства учат тому, что Аллах видит всех, везде и всегда.
Правозащитник Ирек Биккинин.https://tatar-toz.blogspot.com/2020/04/blog-post_22.html
Комментарии
Отправить комментарий