К основному контенту

Навальный и мусульмане России: как умма отреагировала на протесты

Навальный и мусульмане России: как умма отреагировала на протесты

Иллюстрация: cont.ws
Иллюстрация: cont.ws











Российские мусульмане в подавляющем большинстве не поддержали уличные акции протеста, организованные «для освобождения» блогера-оппозиционера Алексея Навального . Из федеральных округов, где компактно проживают мусульмане, митингов не было в Крыму и почти не было на Северном Кавказе. В СКФО акции прошли только в Ставрополе (300 человек) и Махачкале (40 человек).

В Татарстане и Башкирии на улицы вышли в разных городах от 100 (в Альметьевске) до 1,5 тысячи (в Казани) и 2,5 тысячи (в Уфе). Во всех случаях были задержания за участие в незаконных уличных акциях с последующими административными наказаниями.

Разное количество протестующих в регионах компактного проживания мусульман (где-то их было вообще ноль — как в Чечне или Ингушетии) объясняется разным отношением к фигуре Алексея Навального. Отсутствие протестов в Крыму связано с тем, что российская несистемная оппозиция изначально не скрывала своего негативного отношения к воссоединению полуострова с Россией в 2014 году и до сих пор считает, что Крым следует вернуть Украине. Хотя сам Навальный заявлял, что полуостров «останется частью России и больше никогда в обозримом будущем не станет частью Украины», в массовом сознании крымчан он все-таки воспринимается как враждебная фигура.

А вот пассивная реакция на Северном Кавказе объясняется тем, что там отношение мусульман к Навальному негативно-настороженное. История политической карьеры «главного оппозиционера России» начиналась с его заигрывания с русским национализмом. Навальный был участником «Русского марша» в конце 2000-х годов. Он не скрывал и не скрывает своего желания ввести визовый режим со странами Центральной Азии и Закавказья, чтобы остановить поток миграции в Россию. В 2011 году «оппозиционер № 1» был участником митинга «Хватит кормить Кавказ», где предлагал прекратить практику бюджетных дотаций республикам Северного Кавказа. Навальный также противник строительства новых мечетей в Москве, поскольку «новые мечети — это больше вопрос нелегальной миграции».

Всё это в совокупности дает умме основания воспринимать Навального как исламофоба.

Одним из первых, кто в этом году обозначил отношение российских мусульман к Навальному публично, был дагестанский блогер Курбан Аскандаров , который 16 января, накануне анонсированного возвращения Навального из Германии, выступил с видеообращением «Кто Навальный для мусульман? ». Тут важно прояснить одну деталь: Аскандаров — фигура в Дагестане относительно известная, он в прошлом заместитель имама Махачкалинской мечети «Ан-Надырийя» на ул. Котрова (мечеть известна как салафитская), т. е. сам является частью исламистской оппозиции в России. Но Аскандаров назвал Навального «нацистом и исламофобом». Навальный, отвечая Аскандарову, подтвердил, что он действительно выступает за введение визового режима с Центральной Азией и Закавказьем и считает необходимым прекратить «кормить коррумпированную элиту Северного Кавказа». В конце своего ответа Навальный даже упрекнул Аскандарова, что не видел от него видеообращений с критикой Путина за «бомбардировку мусульман в Сирии, пытки и аресты мусульман по всей России».

Вслед за этим в дискуссию 18 января (Навального к тому времени по прилете в Москву отправили под арест в «Матросскую тишину») вступил другой блогер, эмигрант из Чечни, находящийся в Швеции, Тумсо Абдурахманов , известный своей жесткой критикой власти в Чечне и лично ее главы Рамзана Кадырова . Он выпустил на своем YouTube-канале ролик под названием «Навальный исламофоб ?», в котором раскритиковал Аскандарова и высказался доброжелательно в адрес Навального по принципу «Навальный — не друг мусульманам, но и не враг».

В точно таком же сочувственном отношении к Навальному высказался бывший председатель салафитской мечети «Нур Ислам» в Новом Уренгое, а ныне главный редактор исламистского портала «Голос ислама», живущий в Турции, Дмитрий Черноморченко в своей статье «Отношение к Навальному — не вместо Путина, а против Путина». Суть его рассуждений сводится к тому, что Навальный хоть и исламофоб, но в условиях «революционной ситуации», которая ощущается, по его мнению, в России, мусульманам следует выдвигать себя в качестве политической силы, чтобы их требования были услышаны несистемной оппозицией, объединенной вокруг Навального. Тогда он в поисках союзников неизбежно вынужден будет соглашаться с требованиями своих попутчиков из числа мусульман и корректировать какие-то прежние взгляды. Накануне акции 23 января Черноморченко опубликовал целую программу из 10 тезисов под названием «Мусульмане и будущие протесты», где есть следующий пункт:

«Однако в условиях революции, когда старая власть уже рухнет, а новая еще не выстроится, возникнет окно возможностей — продолжительностью от нескольких месяцев до пары лет — когда мусульмане смогут воспользоваться этим, чтобы обрести свою политическую субъектность и усилить свои позиции. Если эту возможность мусульмане проспят, смена власти не принесет им улучшений, а может даже принести ухудшения ».

Т. е. находящиеся в эмиграции российские исламисты в лице Черноморченко четко дают понять: Навальный, какой бы он исламофоб ни был, — это шанс для исламистов, и необходимо присоединяться к его протесту, но со своими требованиями.

После акций 23 января свою мысль Черноморченко развил в статье «Региональные протесты и федеральное представительство мусульман », признав, что ожидать, что Кавказ присоединиться к общероссийскому протесту, возглавляемому Навальным, не приходится, а надо уповать на Поволжье, где сильны идеи «регионализации» (читай — национал-сепаратизма), либо на создание исламистского представительства в рядах несистемной оппозиции.

Другие «неофициальные лидеры мнений» в исламской среде заняли в целом критическую позицию по отношению к Навальному, призвав мусульман дистанцироваться от его деятельности вследствие явной исламофобии. Эту позицию озвучили два мусульманских блогера: Расул Тавдиряков из Казани, который считает, что если Навальный придет к власти, то «лучше мусульманам жить не станет, и он ещё покажет кузькину мать так, что китайские уйгуры будут в своих намазах просить Аллаха облегчить наше положение », и Абу Исмаил ар-Руси (Артем Иванов) из Киева.

Российские мусульманские религиозные деятели, которые обозначили свою позицию, также придерживаются линии «Навальный — исламофоб».

Так, первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов опубликовал видеоролик , где Навальный подтверждает, что мигрантов из Центральной Азии называл «чучмеками». Духовное собрание мусульман России (председатель — Альбир Крганов ) разместило на своем официальном сайте статью «Чего мусульманам ждать от Навального? », в которой были повторены обвинения в адрес оппозиционера в исламофобии, под которой понимают и его участие в акции «Хватит кормить Кавказ», и съемку расследования о коррупции в высшем руководстве Татарстана, и открытое заявление против строительства мечетей в Москве.

Тем не менее все это совершенно не повлияло на отдельных мусульман. В Уфе, например, на акцию вышли активисты бывшего объединения «Башкорт» (признана экстремистской организацией в России) и члены недавно созданной ему на смену организации «Республика». Однако наиболее ярко показал себя на незаконном митинге в Москве 20-летний студент МГУ им. М. В. Ломоносова Сайд-Мухамад Джумаев , уроженец Чечни: при попытке задержания протестующих сотрудниками полиции и Росгвардии он бросился в драку. Видео , где Джумаев дерется с несколькими омоновцами, тут же разлетелось по интернету.

На это поспешили отреагировать в Грозном. Депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов («Единая Россия») выступил с видеообращением на своей странице в Instagram, где пояснил, что уличные протесты — это «митинги, где гуляют черти, поддерживающие однополые браки и говорящие, что в России такие законы должны быть », а с отцом Джумаева уже связались, провели с ним беседу, и отец Джумаева заверил, что его сын это не поддерживает. В итоге, после извинений Джумаева-старшего, Делимханов передал: «Рамзан сказал, что с властями тебе поможет». По-видимому, в Грозном акции в поддержку Навального воспринимают как митинги за легализацию однополых браков, но своих соплеменников все же готовы избавить от наказания. Правда, для этого нужно публично покаяться.

Но случай с Джумаевым скорее исключение, чем правило. Нежелание присоединяться к протесту несистемной оппозиции стало общим правилом для уммы России, которая сохраняет лояльность. Причем такая картина не только сейчас, но она наблюдалась на протяжении последних десяти лет. В 2011 году на волне «белоленточных» митингов была продекларирована «Исламская гражданская хартия», которую подписали издатель салафитской литературы Асламбек Эжаев , лидер развалившейся к этому моменту Национальной организации русских мусульман Вадим Сидоров , ныне покойный лидер Исламского комитета России Гейдар Джемаль , председатель Набережночелнинского отделения Всетатарского общественного центра (экстремистская организация, запрещена в РФ) Рафис Кашапов и другие. Никакого эффекта этот документ совершенно не имел и ни на что не повлиял.

В 2017 году после показа очередного «расследования от Навального» «Он вам не Димон» российские мусульмане не стали поддерживать прошедшие акции. И, кстати, тогда также неофициальные лидеры мнений в исламской блогосфере, как это делают сейчас, призывали дистанцироваться от Навального по причине открытой его исламофобии.

В итоге мы видим, что у Навального не получается найти общий язык с российскими мусульманами. И традиционалисты, и салафиты единодушны в своем негативном отношении к нему. Даже среди явных исламистов Навальный не нашел союзников. Правда, есть симпатии со стороны отдельных исламистов-эмигрантов, которые хотели бы использовать Навального для своей политической повестки, но их мнение мало кому интересно.

Раис Сулейманов

Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2021/01/27/navalnyy-i-musulmane-rossii-kak-umma-otreagirovala-na-protesty

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

BİZ KURİL ADALARININ JAPONYA’YA GERİ VERİLMESİNİ TALEP EDİYORUZ! BAĞIMSIZ TATARİSTAN HÜKÜMETİNİN JAPONYA BAŞBAKANINA AÇIK MEKTUBU

BİZ KURİL ADALARININ JAPONYA’YA GERİ VERİLMESİNİ TALEP EDİYORUZ! BAĞIMSIZ TATARİSTAN HÜKÜMETİNİN JAPONYA BAŞBAKANINA AÇIK MEKTUBU Sayın Fumiyo Kişida beyefendi! Biz, Bağımsız Tataristan Hükümeti olarak, Sizi ve Sizin Hükümetinizi kalpten selamlamaktan mutluluk duyuyoruz! Biz, kadim Tatar milletinin temsilcileri olarak, Moskova’nın sömürge rejiminden kaçarak, vatanımızın dışında Tataristan’ın bağımsızlığına ulaşmasını amaçlayan bir Hükümet kurduk. Bizim ülkemiz 470 sene önce silah gücüyle ve sinsi bir şekilde Moskovya tarafından ilhak edildi. Adaletsizlik, saldırganlık, yalan ve ikiyüzlülük asırlar boyunca bu imparatorluğun yöneticilerine hastır. Sizin ülkenizin bir parçasını da bu insanlık dışı imparatorluk ilhak etmiştir. Medya üzerinden öğrendiğimize göre 22 Nisan 2022 tarihinde Japonya Hükümeti resmi olarak ilk defa Güney Kuril adalarını yasadışı bir şekilde işgal edilmiş ülkenizin «kuzey toprakları» olarak ilan etmiş. Şüphesiz ki, Japonlar için tarihi adaleti sağlamak v

Татарский народ имеет право на свое государство. Меджлис рассмотрит вопрос признаниям независимости Татарстана

Татарский народ имеет право на свое государство. Меджлис рассмотрит вопрос признаниям независимости Татарстана. Членами Меджлиса крымскотатарского народа в ближайшее время будет рассмотрено по сути обращение Правительства Независимого Татарстана о признании независимости. Об этом QIRIM.News заявил глава Меджлиса Рефат Чубаров. Он выразил уверенность, что крымские татары вместе с казанскими татарами найдут «ещё более эффективные пути нашего сотрудничества во благо наших народов». «Меджлис крымскотатарского народа активно взаимодействует с руководителями Правительства независимого Татарстана по всем вопросам, связанным с поддержкой Украинского государства, укреплением взаимоотношений между крымскотатарским и татарским народами. Чубаров отметил, что современная россия является государством, в котором против воли к свободе и независимости, силой удерживаются коренные народы. «К числу таких порабощенных народов, прилагающих особые усилия к обретению своей свободы и образованию независим

ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА НЕЗАВИСИМОГО ТАТАРСТАНА ПРИ СЛУЧАЕ ПЕРЕХОДА КОНТРОЛЯ НАД ТЕРРИТОРИЕЙ ТАТАРСТАНА

  ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА НЕЗАВИСИМОГО ТАТАРСТАНА ПРИ СЛУЧАЕ ПЕРЕХОДА КОНТРОЛЯ НАД ТЕРРИТОРИЕЙ ТАТАРСТАНА - Объявление о создании Советов Независимости (Мөстакыйллек Шуралары) во всех городах и сёлах Республики Татарстан и прямом назначении руководителей этих органов (Мөстәкыйллек Шуралары Рәисләре) Правительством Независимого Татарстана. В функции этих органов будет входить регистрация и контроль всех членов государственных и силовых структур бывшей власти, комплектация силовых структур новой власти и подготовка к выборам всех ветвей представительной власти. - Объявление о прекращении полномочий всех органов государственной власти и силовых структур (кроме членов структур исполнения наказаний) Республики Татарстан в составе Российской Федерации, с обязательным запретом членам этих структур покидать территорию официального проживания и обязательной явкой на подпись в Советы Независимости городов и сёл республики Татарстан 1 раз в неделю. - Создание Государственной Люстрационной Органи