Указом первого президента ЧРИ Д. Дудаева этот день скорби был переименован в день памяти и возрождения нации. В этот день, в морозное февральское утро 1944 года весь чеченский народ подвергся депортации. Скотские вагоны увозили тысячи чеченцев в далекие степи Казахстана.
Страшный путь в никуда. Доехать смогла только половины нации, остальные остались лежать в вдоль железной дороги смерти, присыпанные снегом. Об ужасах депортации написано и еще напишут очень много. Тысячи искалеченных судеб.
Это одна из тысяч историй.
Нас было в семье 4 — начал свой рассказ 70 летний Умар Видишев . Рано утром 23 февраля 1944 года в дом начали стучаться, когда мама открыла дверь в комнату ворвались несколько военных и начали кричать, по обеспокоенному лицу мамы я понял, что произошло что-то страшное.
Мне казалось это связанно с отцом, так как он уже несколько лет скрывался от властей и жил в горах. Отец был абреком. НКВДешники часто врывались к нам в дом требовали дать информацию когда и как мы видимся с отцом . Об абреке Бексолте по всей Чечне ходили целые легенды.
Два раза НКВДешники сжигали дотла дом семьи Ведишевых, но Марем и ее 4 детям Али, Умару, Алихану и полугодовалой Сариже всегда помогали родственники и соседи. Не смогли они помочь этой семье 23 февраля в 1944 года. Жители села стояли на майдане в центре села, где им зачитывали приказ Сталина о депортации чеченцев и ингушей. Впереди всех ждала дорога смерти и 13 долгих печальных лет вдали от Родины.
Марем умерла на 8 сутки от голода и эпидемии. Ежедневно с вагона выносили трупы людей. Полугодовалая Сарижа умерла через двое суток после смерти матери. Старший из детей Али еще целые сутки носил на руках мертвое тело ребенка, не веря в то, что она умерла. Военные вырвали ее из рук Али, она осталась так же, как и мама, лежать, присыпанная снегом, на одной из станции Уральска. Так Али, Умар и Алихан остались одни без родных.
На распределительном пункте в городе Акмола они провели сутки. В то время по возвратному цензу детей до 12 лет, оставшихся без родителей, направляли в детдом. Старше 12 лет – в ремесленные училище. Ночью Али, чтоб у него не забрали братьев, перед сном привязывал их руки веревками к себе. Но однажды на утро обнаружил, что веревки обрезаны, а его братьев нет рядом. Умара Али нашел через два года, а младшего Алихана только 11 лет спустя.
С отцом они встретились в конце 1960 г. В 1952 году государственное радио СССР сообщало, что в горах Чечни задержан опасный рецидивист Биксолт Видишев, который был осужден на 12 дет тюрьмы. Вплоть до 1952 года он наводил ужас на советских военных в горной части юга Чечни.
Прошло уже много лет. Все три брата вернулись в Чечню, на кладбище в селении Бамут похоронен Бексолт, рядом покаятся сыновья Али и Алихан.
Спустя пол века тот же враг пришел с войной, сменив лишь флаг. И сейчас надгробные памятники искорежены, кладбище подвергалось бомбежке. Самого села, в котором всю жизнь прожила семья Ведишевых, практически нет. Оно превращено в груду строительного мусора еще в первую войну.
Вторую разлуку с Родиной Умар уже не переживет. Поэтому дал свое родительское благословение сыновьям, которые сегодня с оружием в руках защищают республику все от того же врага. Который всегда возвращается.
Чеченский народ готовили к повторной депортации в 1994 году. Тогда за подписью Черномырдина был подписан указ о “эвакуации” чеченцев в заранее подготовленные для этой цели резервации в Саратовской, Волгоградской, Астраханской областях и Сибири. Подтверждением этого указа является и незавуалированное заявление бывшего спикера Совета Федерации Егора Строева о 100 тысячах безработных в Чечне, которых желательно было бы разместить на постоянное поселение вдоль китайской границы.
Благодаря бойцам чеченского Сопротивления планы Кремля были сорваны. Чеченцы вернулись в 1957 году на Родину, чтоб остаться на ней навсегда. История повторяется, если историю не помнить и не знать. У чеченцев нет никаких оснований верить и доверять России.
Выясняя причины депортации чеченского и ингушского народов, известный политолог и советолог А.Авторханов процитировал выдержку из статьи о Чечено-Ингушетии, опубликованной в газете «Известия» от 15 января 1939г, в которой утверждалось, что: «История Чечено-Ингушетии — это десятилетие кровавой борьбы свободолюбивого народа против колонизаторов», и сделал вывод о том, что «только с этим ключом в руках можно установить и открыть историческую правду».
Сегодня, когда чеченцы слышат требования российской стороны о том, что нужно сложить оружие, они невольно усмехаются. Они вспоминают 30 годы – точно так же накануне депортации 1944 года под клятвой на Коране чеченских старейшин населением сдавалось оружие Советской власти. Через года полтора после этого и последовала сама депортация.
Chechenews.com
23. 02. 21.
Комментарии
Отправить комментарий