К основному контенту

Сегодня нам нужно возродить работы по резьбе в школах и высших учебных заведениях!















Сегодня нам нужно возродить работы по резьбе в школах и высших учебных заведениях!

   
 Уже около 17 лет живу за рубежом, из них в Украине больше восьми лет, а также в Германии, Испании, Швейцарии, Франции и пять лет в Польше. За это время мне не раз задавали вопросы какая традиционная национальная одежда у казанских татар, а именно о еде, языка, обычаи, культуре и истории. Неоднократно мне приходилось участвовать в праздновании "Дня вышиванки", организованного украинцами в Варшаве и других стран Европе. В нем также принимали участие и беларусы, у которых на национальных костюмах схожие узоры. Были случаи, когда во время различных ярмарок мне посчастливилось пробовать знаменитый на весь мир украинский борщ. Беларусы, в свою очередь, много раз организовывали "День драника", во время которого меня угощали различными национальными блюдами. Во времена моего проживания в Украине, также часто крымские татары угощали меня своими национальными блюдами, которые отличаются от блюд казанских татар. Кроме Польши я жил в Германии, Франции, Швейцарии, Испании и других странах Европы. В каждой из этих стран я пробовал их уникальную еду, знакомился с традициями, истории и культурой. Возвращаясь к прошлому, каждую осень проходит трёхнедельная сессия по защите коренных народов мира, организованная ООН. В сентябре 2017 года в Женеве мне довелось принять участие в 36-й сессии Совета по правам человека. Представители различных народов подготавливали столы с национальной кухней. Меня очень удивило разнообразие представленной еды. Кроме этого, представители разных народов принимали участие в сессии в своих национальных костюмах, что также мне очень понравилось. Находясь в зарубежных странах, я всегда старался найти сходство между и различие национальной едой других народов и татарской кухней. Не много из событии моей семейной жизни - жена Изалия, как она досконально разбиралась в татарской кухне и кухне народов мира. У казанских татар по обычаю мужчины не занимаются приготовлением пищи, только в исключительных случаях, а у кавказцев, азиатов наоборот. Существует обычай, который формировался многие века, что в татарской семье главной обязанностью мужчины является обеспечение семьи, строительство дома, баня и т.д., к этому обучают нас наши деды и отцы. Нас с братом-близнецом Рафисом Кашаповым, (к стати он живет Великобритании) старшим братом Ринатом и младшим братом Рузалином с малых лет нас отец обучал ловле рыбы, охотиться на диких животных, столярной работе, садоводству. Также он научил Рената вождению грузовика "Урал ЗИС". Однажды был такой случай, когда мы с друзьями-третьеклассниками увидели машину отца, которая кружилась на одном месте, но за рулём никого не было видно. Мы были в недоумении, подняли шум, смеялись, но не знали, что делать и как остановить машину. Поблизости не было никого из взрослых. В конце концов мы заметили за рулем брата Рината, который в то время учился в четвертом классе и был невысокого роста. Для удобства он даже подкладывал себе на сидение подушку. Брат так натренировался в вождении машины, что после армии в городе Набережных Челнах был чемпионом различных конкурсов, которые организовывал ДОСААФ. Когда мы учились в седьмом-восьмом классе, самостоятельно уходили ночевать на природе, делали шалаши, готовили еду и рыбачили на сомов. Обычно мы использовали для ловли трёх якорный крючок, на который насаживали до 10 червяков. После того, как сом клевал, конец удочки погружался на дно и мы всей толпой накидывались со всех сторон на удочку. Дружно вытягивали сома на берег и так же коллективно и спонтанно бросались на рыбу, кто как мог, хватали и тянули как можно дальше от воды. В те годы отец уже давал нам ответственные поручения. В нашем дворе мы занимались строительством бани из бруса. Металлическим крючком отец делал отметки на бревнах для сруба бани и уходил, а мы, сыновья, должны были топором их углублять. Когда работа была готова, отец всё продавал, а на вырученные деньги в первый раз купил диван, а во второй раз - телевизор, к этому еще у нас в семье было легковая машина. На участке, где мы сажали картошку через забор находилось старое кладбище, на котором мы играли в догонялки и прятки, устраивали соревнования. Залезали на деревья и, как обезьяны, переходили с одного дерева на другое, преодолевая таким образом до десятки метров. Был такой случай, во время сумерек мы увидели на кладбище белые машущие крылья. Мы немного испугались и не решались подойти, но как не было страшно, все же решились и подошли ближе к этим крыльям и... увидели как ёж пытается съесть мертвого гуся. Он увидел нас и убежал. Из нашей общественной жизни, в восьмидесятые - девяностые годы приходилось слышать от самих же татар пренебрежительное отношение к национальной одежде, обуви, посуде. А ведь платок, тюбетейка и кумган – это символы татарского народа. Традиция покрывать голову платком у татарских женщин уходит своими корнями в далекое прошлое, тюбетейка - головной убор, который стал безусловным маркером как для самих татар, так и для других народов. Кумган – узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой. Долгое время он был характерной деталью интерьера татарского дома, используемый при проведении праздников и обрядов, в сочетании с домашним полотенцем и медным тазом представлял собой яркий этнический и религиозный символ. В XX веке во время раскопок в Казани была найдена кожаная обувь татар (читек). Московские и казанские ученые определили их возраст - больше тысячи лет. Во время учёбы в школе учителя манкурты говорили, что мы плохой народ, то что в историческом прошлом мы, татаро-монгольское иго, захватывали уничтожали другие народы и ничего хорошего не создавали. Было стыдно слышать такие слова от учителей. У себя в деревне Тумутук, (Азнакаевской р-н, рес. Татарстан) бывшем районном центре, я ходил в библиотеку, неоднократно искал историю татар, но не мог найти ни то что бы книгу, а даже брошюру. В конце 1989 года мы думали как возродить правдивую историю татарского народа. До 1994 года мы с братом-близнецом издали книги около 2,5 миллионными тиражами о истории татар, истории других колонизированных народов и о преступлениях Российской империи в отношение других народов. Распространяли книги не только на территории России, но и по всему миру, книги переиздавали на разных языках миллионными тиражами. Распространение книг осуществлялось нашими с братом силами при привлечении собственных средств и при помощи общественных организации: ВТОЦ, "Азатлык", Идел - Урал, "Учительский комитет", а также с помощью татарской интеллигенции и активистов. На территории России наши книги использовали в школах и гимназиях как учебники. На фото, подарок для детей, обучающихся в одной из варшавских школ - деревянный домик для кормления птиц. Чтобы было забавное, также повесил люстру. Ни один год видел, как польские учителя рассказывали детям о правильном кормлении птиц. Они изготавливали своими руками различные изделия из картона разных размеров и очень радовались своим результатам. В эти домики дети помещали семена и мелкие кусочки хлеба. После этого у меня появилась идея сделать для них подарок. Когда я изготавливал домик для птиц, то вспоминал своё детство, когда мы с моим братом-близнецом в возрасте 12-14 лет создавали рисунки акварельными красками на горбыли (кусках края дерева), изображающие орнаменты, узоры, героев детских сказок. Другие дети тоже подключались и соревновались с нами. Всё, что мы делали, было нашей с братом инициативой, которая не входила в школьную программу. Этот птичий домик на фотографиях мне пришлось делать очень долго из-за перелома правой руки, поэтому использовал в основном левую. В своё время в Украине я изготовил около 150 различных изделий по резьбе во время ожидания статуса беженца. Фотографии с моими резными работами висели на стенах Верховного комиссара ООН по беженцам Украины, Беларуси и Молдовы. Юристы этой организации начали готовить выставку моих изделий, но не успели её подготовить из-за событий на Майдане в 2014 году. Мне уже было не до этого. Что мы передадим будущим поколениям? Много раз нам с братом приходилось слышать от представителей разных народов о красоте домов в татарских деревнях. Действительно, большое место в народном искусстве татар занимала домовая и бытовая резьба по дереву. Расположенные в исторических долинах наших предков, домики татарских деревень отличались нарядным разноцветьем и красивым резным орнаментом. Традиции обработки дерева татарских мастеров прошли сквозь века практически в неизменном виде. Сегодня нам нужно возродить работы по резьбе в школах и высших учебных заведениях! С уважением, Нафис Кашапов, политэмигрант. Варшава.

https://tatar-toz.blogspot.com/2022/06/blog-post_30.html

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Обращение к российским, беларуским и грузинским ворам в законе. Правозащитники, арестанты, данный Прогон размножайте и прогоните по всем тюрьмам и лагерям.

Обращение к российским, беларуским и грузинским ворам в законе. Правозащитники, а рестанты, данный Прогон размножайте и прогоните по всем тюрьмам и лагерям.     Мы уверены, что победа Украины приведет к смене власти в России, а также в Беларуси и Грузии, а это означает амнистии для многих заключенных. Сотни тысяч посаженных ни за что людей смогут начать новую жизнь, без страха от прогнившего  полицейского режима. Мы еще помним, когда Президиум Верховного Совета СССР принял указ "Об амнистии" для всех заключённых ГУЛАГа, он позволил выйти на свободу более 1,2 млн граждан. Воры в законе и авторитеты уголовного мира, вы же прекрасно знаете, за участие в воровском сообществе можно получить в России от семи до 10 лет тюрьмы, а "воры в законе получают от девяти до 15", согласно подписанному Путиным закону. В прошлом году вор Гриша Московский обратился к российским заключенным с призывом не участвовать в развязанной Россией войне против Украины со следующими словами: "

Заявление Правительства Независимого Татарстана в изгнании по поводу законных ударов украинских дронов по промышленно-военным объектам на территории Республики Татарстан.

Заявление Правительства Независимого Татарстана в изгнании по поводу законных ударов украинских дронов по промышленно-военным объектам на территории Республики Татарстан. Уже 3 июля 2023 года Правительство Независимого Татарстана в изгнании выпустило "Обращение Правительства Независимого Татарстана о недопустимости любого участия Татарстана в агрессии против Украины, и о недопустимости производства в Татарстане и передаче РФ любых видов оружия, в том числе боевых беспилотных летательных аппаратов." Наше Обращение было предупреждением, что строительство такого важного военно-промышленного объекта в Татарстане в реалиях войны станет законной целью для уничтожения со стороны Вооруженных Сил Украины и приведёт к переносу боевых действий на территорию Татарстана. Данное Обращение было распространено в различных источниках информации внутри России, и собрало тысячи просмотров. Реакции были разные от положительных и понимания ситуации до откровенного недопонимания, агрессии и угро

В фашистской России, которая с каждым днём приближает себя к 1937 году

В фашистской России, которая с каждым днём приближает себя к 1937 году У каждого народа есть свои национальные герои, как мужчины, так и женщины, их имена тесно переплетаются с освободительными движениями за свободу и независимость своей Родины. Для англичан это - Маргарет Тэтчер, у чеченцев - Амина Окуева, у ингушей - Зарифа Саутиева, у крымских татар - Ление Умерова, у Краснодара - Дарья Полюдова,  у беларусов - Мария Колесникова,  у татар - Фаузия Байрамова и Алсу Курмашева. В фашистской России, которая с каждым днём приближает себя к 1937 году, зафиксировано беспрецедентное число задержанных граждан, выписанных административных штрафов, заведённых уголовных дел и приговоренных к реальным срокам активистов,  выступающих против войны в Украине, либо призывающих не идти на войну в Украину. Не стала исключением и башкирская национальная активистка Рамиля Саитова, которую сегодня приговорили к 5 годам лишения свободы за призывы не участвовать в войне против Украины своих соплеменников.